Я работаю в университете 56 лет – с 1963 года – с момента создания кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии. За это время я прошла путь «от солдата до генерала», начав с должности старшего лаборанта, затем ассистента, доцента, профессора.
Мои родители – врачи, я выросла в этой среде. С самого детства, сколько себя помню, всегда говорила, что буду врачом. Не мыслила себя кем-то еще. Закончив школу, не раздумывая, поступила в Первый Московский медицинский институт.
Я закончила Первый Московский медицинский институт в 1960 году. Пять лет изучала все дисциплины, а на последнем шестом курсе из трех основных специальностей – хирургия, акушерство и терапия – выбрала первую. По окончании института меня распределили в Орловскую область, в сельский район, городок Корсаков, где я проработала около года хирургом. Через год вернулась в Москву, и начала работать хирургом в городской больнице №13, где прошла отличную школу под руководством опытных врачей-хирургов разных специальностей.
Во время учебы в институте, я со второго курса занималась в научном студенческом кружке кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, который возглавлял профессор Игорь Дмитриевич Кирпатовский. В 1963 году в университете была создана кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии, и Игорь Дмитриевич был приглашен заведовать кафедрой. Он предложил мне работать на кафедре в должности старшего лаборанта. Я согласилась, но с условием, что буду продолжать работать в больнице врачом-дежурантом. Работа по совместительству продолжалась 7 лет. Позже я ушла из больницы и начала преподавание.
На кафедре разрабатывались новые экспериментальные методы исследования в хирургии, в частности, разрабатывались экспериментальные проблемы трансплантации органов. Обе мои диссертации – кандидатская и докторская – были посвящены экспериментальной разработке этой проблемы – пересадка почки, кожи, тонкой кишки. Проводилась также разработка новых методов операции, в частности – микрохирургия. Я специально ездила изучать и осваивать эту методику во Францию.
Первым фактором стала тема, которой предстояло заниматься – экспериментальная хирургия – операции отрабатываются на животных, затем идут в клинику.
А второе – это как роль личности в истории. Профессор Кирпатовский был моим учителем, а ещё был очень сильной, интересной личностью. Работая с ним в научном кружке мы проводили операции на собаках, помогая ему собирать материал для диссертации. Он разрабатывал кишечный шов. Это было начало моего пути в хирургии. Мне было интересно работать с ним. Тогда даже не смущало, что я начинала работу на кафедре старшим лаборантом.
В силу своей увлеченности, я уже была вся в преподавании. Помню свои первые лекции. Целое событие, как я к этому готовились! Меня очень увлекли и педагогический процесс, и научная работа.
Интересна была специфика университета. Я вспоминаю, когда начали набирать группы иностранных студентов, с ними работали кураторы. Первые группы в университете были на медицинском факультете – 9 иностранцев и 1 советский студент. Иностранные студенты были из стран Африки, Латинской Америки, Евразии, Ближнего Востока.
Я занималась трансплантологией. Мне повезло, я стояла практически у ее истоков. Первые разработки начались еще в 50-е годы за границей. В России мой учитель начал этим заниматься в 60-е годы. На кафедре была лаборатория по пересадке почки, конечностей. Моя научная тематика была посвящена пересадке почки, кожи, тонкой кишки. Я внесла определенный вклад в область пересадки тонкой кишки – разработку модели. Я не сделала какого-то открытия, но мои разработки, идеи были кирпичиками в этой области.
Совместно с Кирпатовским были написаны и изданы две монографии «Основы микрохирургической техники» и «Основы пересадки органов». В 2003 году был издан учебник для студентов-медиков «Клиническая анатомия» в двух томах, который был переиздан в 2018 году.
Мои первые 15 студентов… Это были люди, которые ощущали себя на своем месте, их не надо было заставлять учиться. Если они получали двойки, это был случай эксклюзивный. Сейчас наша кафедра – это почти все мои ученики. И я этим очень горжусь!
В медицину должен идти только тот, кто не может не идти в эту профессию. Медик и преподаватель – две специальности, куда должен идти только тот, кто ощущает это своим призванием. Из таких людей получаются настоящие врачи и настоящие учителя.
Я испытываю огромное удовольствие и гордость, когда ставлю отличные оценки за знания. Дисциплина у нас очень сложная, нужно представлять строение человеческого тела, но не просто, а в связи с теми операциями, которые делает хирург.
Первое – это семья. У меня очень большая семья: два сына, две невестки, четверо внуков и двое правнуков. Все мои внуки учились или учатся в РУДН на разных факультетах.
Второе – профессия. 56 лет я с удовольствием росла и развивалась в университете. Мне очень повезло с учителем. Учителем в буквальном смысле этого слова – и в жизни, и во всем остальном (профессия, наука).
Я очень любила путешествовать, особенно когда можно совместить это с наукой и исследованиями. Объездила всю Европу – Скандинавию, Испанию, Португалию, реки Европы, по Рейну дважды плавала, по Дунаю. Советский Союз посмотрела – была на Камчатке, на Курилах, на Сахалине, в Карпатах. Также была на Енисее, на Байкале, всю среднюю Азию проехала и весь Кавказ. Устроила себе неординарное празднование 75-летия. У меня была мечта встретить 75 лет на Эйфелевой башне, что я и сделала. Провела неделю в Париже и неделю на Лазурном берегу.
РУДН я желаю побольше студентов, которые идут в медицинский вуз и желают стать врачами, а не просто учиться в высшем учебном заведении – вот это основное. Таких, которые сознательно, осознанно идут в медицину, потому что иначе себя не мыслят.
А студентам перед тем, как идти в медицинский, желаю почувствовать, что это твое.