0%
Татьяна Сергеевна Сорокина — выпускница УДН 1966 года

Заведующая курсом истории медицины РУДН, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, действительный член Международной академии наук высшей школы, доктор медицинских наук и выпускница Университета дружбы народов 1966 года.

О первых студентах УДН, интернациональных студенческих строительных отрядах, благодарности от Фиделя Кастро и основании курса истории медицины в университете — в интервью одной из первых выпускниц УДН Татьяны Сергеевны Сорокиной.

Жизнь раскрывается удивительно широко, когда делаешь большое, настоящее, нужное людям дело
Татьяна Сергеевна Сорокина
выпускница УДН 1966 года
— Татьяна Сергеевна, какими были студенты Университета дружбы народов 60-х годов?

Мы — медики — не теряли ни одного дня. Жили по максимуму и знания впитывали, словно губки. В моей группе было 17 студентов, из них 15 иностранных. За шесть лет обучения пятеро из нас не получили ни одной оценки ниже «отлично», в результате — стопроцентные дипломы с отличием! У всех была огромная тяга к знаниям, стремление усвоить все, что тебе дают, и выйти за пределы учебников и учебных программ.

Мы много времени уделяли дежурству в клиниках Университета. Днем и ночью. На всех курсах, и не только в соответствии с учебным планом, а сверх него, по движению сердца и разума. Приезжать утром на занятия прямо из клиники, после ночного дежурства было обычным делом.

— Каким запомнился вам университет? Какая царила атмосфера в нем во времена вашего обучения?

Мы жили в той удивительной атмосфере, когда и наши учителя, и мы — все вместе на едином дыхании делали одно общее дело. Это дело не вмещается в слова «создавали Университет дружбы народов». Скорее это был результат нашего дела и той естественной атмосферы единения и интернационализма, которая с первых шагов сложилась в Университете. Никому из нас не нужно было этого объяснять, — наоборот, мы объясняли это другим и несли наш дух за пределы нашего дома — Университета дружбы, за пределы нашего города, республики, страны. Помощь друг другу в учебе была элементарной нормой. Отстающих не было. Однажды один советский студент получил тройку по политэкономии. По поводу этого «невероятного ЧП» было созвано экстренное комсомольское собрание, и все были единодушны: исправь, пересдай!

Учеба была серьезным делом и большой радостью как для нас, так и для наших учителей. Даже такой счастливый день, как окончание Университета, оказался скорее грустным, чем радостным, — ведь мы расставались с целым миром — нашими друзьями. Мы прощались с нашими учителями, которых безгранично уважали и почитали «наравне со своими родителями» (как это сказано во врачебной «Клятве»).

— А кто из преподавателей запомнился вам особенно?

Наши учителя постоянно заботились о формировании и развитии нашего научного мировоззрения. Все они пришли в Университет, окрыленные его идеей: подготовка высококвалифицированных кадров специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки. Их лекции были наполнены этим духом и будили в нас массу вопросов, которыми мы постоянно их одолевали. Профессор, окруженный после лекции облаком студентов — привычная картина в аудитории того времени. Особенно долго мы не отпускали заведующего кафедрой эпидемиологии Сергея Васильевича Нечаева. После каждой его лекции начиналась ее «неофициальная часть»: бывало по часу Сергей Васильевич отвечал на наши вопросы о том, где, как и чем болеют; чем в эпидемиологическом отношении интересна та или иная страна. Человек высокой культуры и широкой эрудиции, он говорил увлеченно, страстно, с глубоким знанием дела, ведь в течение ряда лет он работал по целевым программам Всемирной Организации Здравоохранения во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и хорошо знал (не по книгам, а из собственной практики) состояние и проблемы медицины и организации здравоохранения тех стран, где предстояло работать нашим выпускникам.

— Чем вы занимались в свободное от учебы время в университете? В каких организациях состояли?

В первые годы становления Университета и медицинского факультета вся наша студенческая жизнь протекала, главным образом, в одном здании — на Донской улице (ныне ул. Орджоникидзе). Оно было центром студенческой жизни того времени — здесь было все: учебные и научные лаборатории, лекционные залы и научная библиотека, столовая и уютная кофейня, клуб и спортивный зал. Все было «под рукой» — близко и доступно. И мы легко переходили от занятий к репетиции, от репетиции к научному эксперименту и активно участвовали во всех событиях. Клуб гудел, словно улей: концерты и кинофильмы, репетиции и спектакли, национальные праздники... Дирекция клуба заботилась не о том, как нас туда привлечь, а о том, как ограничить наш бурный, неиссякаемый энтузиазм.

Вместе с Димой Билибиным и Аликом Хачатуровым мы писали сценарии и ставили спектакли, которые проходили при переполненном зале. Организовали КВН, сначала между факультетами, потом создали университетскую команду. КВН в нашем многонациональном Университете с самого начала был особенный и неповторимый, ни на кого не похожий. Победив в финале, мы выступили с нашей интернациональной программой по Центральному телевидению в прямом эфире. Это было за несколько десятилетий до возрождения КВН в РУДН. Так что не правы те, кто полагает, что КВН в РУДН — дело последнего десятилетия, — наша страна рукоплескала Команде КВН УДН еще в 1960-е годы!

Каждый год на сцене Дома ученых, в нашем клубе или в театре Эстрады проходили отчетные концерты нашего Хореографического коллектива, руководимого неутомимой Варварой Петровной Буткиной (балериной Большого театра). Сбор от концертов мы всегда перечисляли в Фонд мира.

— Будучи преподавателем на медицинском факультете вы были вдохновителем делегации УДН на Всемирном фестивале молодежи студентов на Кубе в 1978 году. Чем запомнился фестиваль?

Наша делегация состояла из 60 человек, представлявших 35 стран мира. Помимо того на корабле находилась группа из 360 студентов, аспирантов и преподавателей Университета, которые также приняли участие в общественных и культурных мероприятиях фестиваля. Руководил делегацией Владимир Михайлович Савин. Председателем Совета делегации был избран аспирант факультета физико-математических и естественных наук Джозеф Огуний (Нигерия). Долгий путь в Гавану лежал через Атлантический океан, который мы прошли на флагмане Балтийского пароходства турбоэлектроходе «Балтика». Его палубы были нашим домом в течение 32 дней. 16 дней пути на фестиваль были насыщены предфестивальной подготовкой — семинары, репетиции, региональные вечера солидарности и национальной независимости, тематические концерты художественной самодеятельности. 16 дней пути домой делегация прошла с чувством исполненного долга в душе.

Незабываемые впечатления оставил праздник Нептуна — традиционный морской обряд при каждом пересечении экватора.

В Гаване резиденцией делегации стала обширная территория студенческого городка «Ciudad Libertad» муниципалитета Марьянао. Там мы проводили многочисленные встречи и дискуссии, принимали представителей кубинской молодежи (более 3 тысяч человек) и делегации стран-участниц — Ливана, Марокко, Иордании, Бахрейна, Джибути, Сенегала (всего за время фестиваля проведено 47 встреч с национальными делегациями). В театре им. Мануэля Аскунсо, вмещавшем более тысячи человек, состоялся незабываемый митинг-встреча с кубинскими выпускниками Университета дружбы, на которую пришли 22 выпускника УДН и члены их семей.

Художественная группа делегации, которой руководила я, состояла из 27 студентов. Репетиции, начатые еще в Москве, продолжались на палубе «Балтики» и ежедневно завершались тематическими концертами. В Гаване наша группа дала 9 больших концертов, на которых присутствовало более 20 тысяч зрителей, и ежедневно участвовала в мероприятиях клуба делегации и небольших концертах и встречах на фестивальных площадках. Гала-концерт делегации УДН проходил в театре «Америка» и транслировался в прямом эфире по гаванскому телевидению и Евровидению.

Наш вклад в подготовку и проведение XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов был отмечен Фиделем Кастро. В своей вдохновенной речи на церемонии закрытия фестиваля он, от имени Правительства Республики Куба, выразил большую благодарность четырем делегациям — Кубы, ГДР, СССР и УДН. Активное участие членов нашей делегации в политической и культурной работе фестиваля было вознаграждено десятками Почетных дипломов Оргкомитета XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

За большой вклад в подготовку и проведение XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване «Почетным знаком ЦК ВЛКСМ» были награждены руководитель делегации УДН, проректор В.М. Савин; заместитель руководителя делегации, начальник отдела по работе со студентами Е.А. Юшин; референт Отдела по работе со студентами В.У. Прокопьев; и я, руководитель художественной группы делегации, доцент медицинского факультета Т.С. Сорокина.

— Интернациональные студенческие строительные отряды неразрывно связаны с историей Университета дружбы народов. А чем вам запомнился ИССО?

ИССО — школа мужества для нескольких поколений студентов нашей страны. И сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать: моя жизнь без «Целины-67» и «Карелии-68» была бы неизмеримо беднее. О работе в Интернациональных студенческих строительных отрядах рассказывают скупо и немногословно, — для каждого это что-то личное, сокровенное, что живет где-то глубоко в душе, но такими же, как ты, понимается с полуслова.

На Целине мы познакомились с новыми людьми, с жизнью, немного не похожей на нашу, и поняли, что нужны им и мы, и наши песни. Вот мы уехали, а они остались там, в Дорогинке, и поют наши песни, вспоминая «Юность планеты» из УДН.

Жизнь раскрывается удивительно широко, когда делаешь большое, настоящее, нужное людям дело — тверже идешь по земле и чувствуешь, что сегодня ты сильнее и лучше, чем был вчера. С работы мы возвращались усталые. Но лагерь всегда гудел, как улей. У нас было много друзей из соседних ССО, и местные жители относились к нам с уважением и любовью, а это значит, что каждый день у нас — гости. Были и тихие вечера особенно трудных рабочих дней, и костры из автомобильных баллонов (ведь леса здесь нет), и концерты самодеятельности, и танцы до зари.

По возвращении в Москву все мы участвовали в Торжественном вечере студенческих строительных отрядов, который состоялся в Кремлевском дверце съездов 16 октября 1967 г. Атмосфера первых лет Целины заполонила весь дворец; и каждый из нас, находясь в этом громадном торжественном зале Кремлевского дворца среди шести тысяч таких же, как мы, чувствовал, что своим трудом вносит свою маленькую лепту в великое общее дело. Девизом бойцов первых ИССО УДН стали замечательные слова: «Мы были первыми, мы сделали первый шаг. Завидуйте нам, потомки!»

— Бурная общественная работа никогда не мешала развиваться вам профессионально. Так, вы основательница курса истории медицины в УДН. В 2014 году вам вручена медаль Международного общества истории медицины «За важный вклад в историю медицины». Расскажите о том, как появилась идея создать курс? Почему история медицины?

Однажды меня пригласил Ректор Университета, профессор Владимир Францевич Станис. Он предложил создать в Университете курс истории медицины и сказал, что в нашем интернациональном вузе ограничиваться историей отечественной медицины нельзя, — нужно создавать принципиально новый курс всемирной истории медицины с учетом специфики тех стран, откуда приехали наши студенты, — а это весь мир. Он был убежден, что сделать это может только наш выпускник, пропитанный духом Университета дружбы до мозга костей, знающий его специфику, иностранные языки, владеющий методикой преподавания студентам из разных стран мира.

Смена профессии, когда все идет нормально и успешно, — непростое решение, и я попросила две недели на размышление. Был только один решающий мотив для смены профессии — это нужно Университету. Через две недели, 1 апреля 1974 г., был подписан Приказ Ректора о моем переводе с кафедры нормальной физиологии на курс истории медицины (первоначально он был в составе кафедры социальной гигиены, с 1988 г. — самостоятельный курс). Итак, в апреле 1974 года начался новый этап в моей жизни. Позади были двенадцать лет учебы и работы на кафедре нормальной физиологии, с которой волею случая началась моя история в Университете дружбы народов.

Первую лекцию предстояло читать в феврале 1975 г. Начинать пришлось с создания новой программы преподавания. В целом, за многолетнюю историю курса (с 1974 г.) было подготовлено 15 учебных программ. Среди них общесоюзные и всероссийские программы для студентов и аспирантов с грифами Министерства здравоохранения и Министерства образования РФ.

В 1978-1979 гг. в типографии нашего Университета вышли в свет первые учебные пособия по истории медицины Древнего мира. Все наши издания имели соответствующий гриф Министерства (здравоохранения или образования), рекомендующий их для студентов медицинских вузов всей страны.

Мы приняли участие и выступили с докладами на многочисленных международных и национальных научных конференциях, симпозиумах и съездах в России и за рубежом (Австралия, Белоруссия, Болгария, Бруней-Даруссалам, Венгрии, Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Египет, Италия, Ирландия, Латвия, Литва, Мексика, Непал, Польша, Португалия, Сирия, США, Тунис, Турция, Узбекистан, Швейцария, Эстония).

В 2019 г. исполнилось 45 лет со дня основания курса истории медицины в нашем Университете. За эти годы он стал ведущим в нашей стране учебно-методическим центром преподавания истории медицины. В стенах нашего Университета созданы действующая ныне «Примерная программа» дисциплины и учебник «История медицины», который выдержал 13 изданий (1992-2018) и используется во всех медицинских вузах нашей страны.

Главные задачи нашего курса — привить студентам любовь к избранной специальности, дать им систематические научные знания по всемирной истории медицины, расширить их профессиональный и научный кругозор, нацелить на верное служение своему сложному и благородному делу.

— А с чего начался исследовательский интерес к истории медицины?

В 1972 г. предмет «история медицины» появился в расписании, — его нужно было читать. И Университет стал приглашать для разовых лекций научного консультанта Центрального института усовершенствования врачей, профессора Павла Ефимовича Заблудовского. Он приезжал 4-5 раз в год, всякий раз с большим чемоданом, полным редких книг, которые демонстрировал во время лекций. Иногда я незаметно заглядывала в лекционный зал, — ведь мы (первые студенты Университета) историю медицины не изучали, и мне было интересно узнать, что это за предмет. Павел Ефимович говорил тихим голосом старого интеллигента, не поднимая глаз на аудиторию. Это был человек безбрежной эрудиции. Я слушала его, затаив дыхание, и в те минуты была уверена, что никогда бы не сумела освоить этот необъятный и многогранный предмет.

— Татьяна Сергеевна, что сегодня в вашей профессии приносит наибольшее удовлетворение?

Чтение лекций. В университетском образовании именно лекции — наивысшая форма живого общения и наилучшая возможность передачи знаний.

— Что вы хотели бы пожелать студентам и выпускникам РУДН?

Честно жить, неустанно овладевать знаниями и бескорыстно служить своей профессии.

Поделиться
2 K просмотров